Чудо-кони
ИСТИННОЕ «ЛИЦО» ПОРОДЫ
Если существуют исключительно прекрасные кони, чудо-кони, то это именно он, жеребец по кличке Фигура. Родился он в 1793 году в Массачусетсе, и никому ничего не известно о его происхождении. Некоторые предполагают, что он был из породы уэльских кобов, другие же утверждают, что он был сыном чистокровного английского верхового коня Блу Тритона; есть и такие, что предполагают, будто бы он был представителем ганноверской или голштинской пород.
Хотя при рождении ему дали кличку Фигура, в истории осталось только имя его первого хозяина, Джастина Моргана. Этот конь неизвестного происхождения одержал на скачках столько побед как под седлом, так и в упряжке, преодолел столько испытаний по силе тяги (про некоторые из них говорили, что груз ему пришлось тащить безумный, невероятный), что он стал известен по всей стране. Но конь Джастина Моргана проявил свои великолепные качества не только как участник различных соревнований, но и как производитель: передавая свои качества и способности своим потомкам, он вскоре оказался во главе многочисленного рода. Через несколько десятилетий появилась и закрепилась новая порода, которой было присвоено имя хозяина ее основателя.
Итак, морган – это конь невысокого роста, от 1,40 до 1,52 м в холке, гнедой, рыжей или вороной масти, отважный, независимый, гордый, умный, отличающийся несравненной красотой.
Основателю породы Америка установила памятник, поставив статую на постамент у въезда на ферму Миддлберри в Вермонте, где впервые в мире стали выращивать лошадей породы морган. Статуя Фигуры, «пионера» породы морган, создана скульптором-анималистом Фредериком Ротом. Это творение считается эталоном изображения экстерьера и лучших физических данных породы.
ПЕЧАЛЬНАЯ И ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ СУДЬБА
Их было трое… Три жеребца, в жизни коих ничто, казалось, сначала не предвещало, что они станут легендами. Они стали прародителями таких пород, как чистокровная верховая (английская скаковая), французский рысак и американский рысак (американская стандартбредная). Во всех лошадях: от Жапелу до Урази, от Нортерн Дансера до Мильтона - во всех течет кровь хотя бы одного из них. Это были кони, которые в историю коневодства вошли как первые представители арабской породы, хотя на самом деле Байерли Тюрк был ахалтекинцем, настоящим скакуном пустыни, а Дарли Арабиан - арабом-кохлейном; что до Годольфин Арабиан, то он был бербером.
Годольфин Арабиан родился в 1724 году на конюшне тунисского бея. Подаренный королю Франции Людовику XV, он пересек Средиземное море в трюме корабля. Но европейская мода не была готова принять великолепного восточного красавца-жеребца. Экзотическая внешность изящного коня не понравилась, и Годольфин Арабиан оказался впряжен в телегу, на которой была установлена бочка с водой для полива цветников в Париже. Именно за тяжелой работой его и заметил некто Крок, купивший его и преподнесший в дар лорду Годольфину. Конь из Туниса пересек Ла-Манш для того, чтобы исполнять роль «двойника-суфлера» на конном заводе своего нового хозяина.
«Двойник-суфлер» - худшая участь, которая может выпасть на долю жеребца. Именно его ведут к течным кобылам, дабы определить, насколько они готовы к случке. Если «дама» готова, она принимает партнера, которого конюх тотчас же отводит в сторону, дабы заменить его жеребцом-производителем; если же «влюбленная барышня» норовиста и строптива, то именно бедняга «суфлер» получает от нее хороший удар копытом. В обоих случаях для несчастного коня это было большое потрясение…
Позже Годольфин Арабиан все же познал любовь с некоторыми кобылами; и от этих редких случек произошли самые знаменитые чемпионы будущих столетий.
ЧЕТЫРЕ КОПЫТА ДЛЯ АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА
Ганс-хитрец был настоящей звездой начала ХХ века и сумел бросить зерна сомнения в умы самых авторитетных ученых. Невозможно сосчитать, сколько научных теорий родилось под стук его копыт, ведь до сих пор от каждого их удара или от воспоминаний о них вновь становится слышен шум споров между специалистами по поведению животных и психологами. Споры эти возникали потому, что Ганс-хитрец умел считать. Он также понимал немецкий язык, так сказать, свой «родной язык», а также умел читать по буквам.
Ганс, которого все называли еще и хитрецом, привык выступать на публике. Любой из присутствующих мог задать ему вопрос по арифметике, а он отвечал. Сколько будет 4+2? Ганс бил копытом шесть раз. Сколько будет 12 -5? Ганс бил копытом семь раз. Несколько раз экспертам приходила в голову мысль проэкзаменовать его в отсутствии хозяина, но конь постоянно отвечал с обычной уверенностью, не делая ошибок.
В 1904 году немецкий психолог Оскар Пфунгст решил провести доскональное расследование. Он тщательно изучал Ганса и через несколько месяцев пришел к выводу, что конь не столь умен, как казалось. Ученый понял, что в действительности конь улавливал еле заметные невольные знаки, которые публика ему подавала, когда количество ударов копытом приближалось к искомому числу. Итак, не Ганс решал задачки, а публика думала за него, а он довольствовался тем, что озвучивал ответы людей, касаясь понятий, ему совершенно чуждых. Почему-то он это делал без труда…
Ганс - самый знаменитый из «ученых» коней. Этот истинный феномен был представлен на всеобщее обозрение в Берлине в 1905 году, после четырех лет обучения. Чтобы он мог выразить свои мысли стуком копыт, его владелец барон фон Остен придумал особую методику, в которой все буквы были переведены в цифры и представлены в виде таблицы.
АРТИСТ ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА
Триггер - знаменитый представитель новой породы паломино золотисто-рыжей масти, на котором часто сидел тот, кого называли «королем ковбоев», а именно - артист Рой Роджерс. Триггер - кличка особенная, потому что слово это означает «гашетка», «затвор», «собачка револьвера». Триггера не без оснований считают «самым умным конем кино». Никто не может сказать, кто из них двоих, Рой Роджерс или его жеребец, был более известен. Они были неразлучны в представлениях любителей вестернов. Эта пара была столь крепко спаяна, что могла конкурировать с той парой, что составляли Рой Роджерс и его жена Дейл Эванс, которую называли «королевой Запада».
Триггер, купленный всего за 80 долларов, занял такое место в жизни Роя Роджерса, что тот отказался продать своего жеребца за 150 000 долларов несколько лет спустя. Триггер, застрахованный на 10 000 долларов, стал настоящим кумиром, наравне с киноартистами, и след его копыта был навечно отпечатан в Голливуде, на площадке перед знаменитым Китайским кинотеатром Граумана, где сохраняются отпечатки рук и ног прославленных кинозвезд.
В период между 1938 и 1951 годами Триггер был героем 91 фильма, пока Рой Роджерс не отправил его в шестнадцатилетнем возрасте на покой на свое ранчо в долине Сан-Фернандо. «За все эти годы он ни разу не упал вместе со мной», - говорил о Триггере его счастливый наездник. Кстати, Триггер, наверное, один из редких коней если не единственный, который сумел вдохновить кинематографистов на создание двух фильмов, целиком посвященных ему самому: «Мой приятель Триггер» (1946) и «Золотой жеребец» (1949).
Чемпион - еще одна звезда Голливуда. Он был верным спутником «поющего ковбоя», как называли Джина Отри. Тренер Чемпиона говорил, что у него превосходные данные и масса талантов. «Он может танцевать под любую музыку, в любом ритме, он может кланяться и опускаться на колени, умеет делать курбеты и совершать великолепные прыжки, целоваться, ставить свою подпись, и все это он проделывает сознательно». Он также умел пересекать огненный круг или прыгать через обруч, затянутый бумагой. След Чемпиона запечатлен навечно на площадке перед Китайским кинотеатром Граумана.
Сменившие Джина Отри и Чемпиона, Рой Роджерс и Триггер стали одной из самых знаменитых пар, скакавших по экранам всего мира в голливудских вестернах. Трудно сказать, кто был более знаменит: актер или конь, ибо в титрах фильмов их имена стоят рядом.
По материалам книги Мириам Баран «100 легендарных лошадей»